При трудоустройстве на высокооплачиваемую должность в крупные компании просят заполнить автобиографию. Это обязательный аспект для приема на службу в МВД, МЧС и армию по контракту. Но мало кто знает, как правильно писать автобиографию на госслужбу, образец которой, как правило, не дают. Следует разобраться, в какой последовательности писать информацию, что нужно писать и о чем можно умолчать.

При трудоустройстве на высокооплачиваемую должность в крупные компании просят заполнить автобиографию.
Что это такое
Автобиография представляет собой информацию о претенденте на определенную работу. Его потенциальный сотрудник заполняет самостоятельно. Документ несколько схож с портфолио, в нем указываются личные данные и те моменты, которые должны заинтересовать будущего начальника.
Обычно автобиография заполняется в свободной форме, но некоторые фирмы могут предоставить свой образец для написания.

Зачем нужна автобиография
Работодателям очень важно знать личностные и профессиональные качества претендента. При первой встрече очень сложно адекватно оценить человека. Этот документ может дать представление способностях, опыте работы в той или иной сфере. К тому же, семейное положение и наличие детей поможет оценить, насколько сильно человек может отдаваться работе.
Стиль письма и отсутствие ошибок покажет грамотность и начитанность гражданина. Хотя не на всех должностях – это решающий фактор, но он будет несомненным плюсов в представлении амплуа.
Куда предоставляется
Во времена Советского Союза абсолютно все знали, как правильно заполнять эту бумагу, поскольку она требовалась практически везде. Сейчас биография требуется не так часто, но в основном его нужно предоставлять в высшие учебные заведения, при поступлении на службу в МВД, МЧС, ФСБ и крупные государственные компании. Частники тоже требуют ее написание, но это распространяется только на крупные фирмы. Мелкие предприниматели этим, как правило, пренебрегают.
Законодательное регулирование
Прием на работу в государственное учреждение регламентируется Трудовым Кодексом. В третьей части описаны все требования к претенденту и условия, которые должен предоставить работодатель.
В 65 статье описаны необходимые документы для трудоустройства. Среди них нет автобиографии, но есть пометка о том, что в некоторые организации она должна предоставляться.
Правила написания
Хотя в законодательстве нет определенных требований к написанию автобиографии, следует обратить внимание на несколько негласных правил:
- Информация должна быть правдивой и верной. В случае указания ложных данных, могут возникнуть сложности, и работодатель может отказать в принятии на работу. К тому же, он может отправить нелестное резюме в другие компании.
- Стиль должен быть официально-деловым, в некотором смысле даже сухим. Недопустимо употреблять большое количество синонимов и эпитетов. В том числе, нужно избегать написания просторечных выражений, пословиц и крылатых фраз.
- Предложения должны быть максимально простые. Идеальным будет употребление 5-6 слов. Также нужно избегать списков и диаграмм. Пример: с 2003 по 2007 год учился в Костромском национальном университете на филологическом факультете.
- Нельзя сокращать названия городов. К примеру, правильно писать Ростов-на-Дону, а не просто Ростов.
- Объем описания должен занимать не более 2-х станиц формата А4. Слишком длинный текст “отобьет” желание его читать.
- Нельзя писать о себе хвалебные опусы. Плохим примером будет: «Я энергичный, веселый, целеустремленный». Лучше подтвердить слова наличием отличительных знаков, к примеру, грамотами и кубками.
- Следите за правильностью написания слов и пунктуацией. Грубые ошибки могут оттолкнуть работодателя от кандидатуры.
- Все события должны быть описаны в хронологическом порядке. Если сложно написать сразу, то лучше используйте сначала черновой вариант, где можно делать заметки и помарки.
- Используйте конкретику. Не стоит писать абстрактно о Ваших хороших качествах на предыдущей работе. Лучше укажите, что Вы смогли сделать полезного для компании, какую прибыль принесли.
- Укажите свои навыки в знании иностранных языков, если таковые имеются. Даже если работа напрямую не связана с этими знаниями, они будут положительно влиять отношение начальника.
- Расскажите в двух словах о своих увлечениях. Это покажет, что Вы разносторонний и активный человек.
Структура документа
В правом верхнем углу указывается название организации и имя начальника, куда будет подан документ. Ниже пишутся личные данные соискателя
Посередине пишется название документа. С красной строки пишется ФИО, дата рождения и личные данные претендента и семейное положение. Предложение должно начинаться со слов: «Я, ФИО (в именительном падеже). Дальше указываются личные данные всех членов семьи с пометой о работе или учебе.
С красной строки указываются данные о среднем, средне-специальном и высшем образовании. Если имеет место быть служба в армии, то ее вписывают обязательно в соответствии с хронологическим порядком.
Ниже описывается предыдущее место работы с указанием занимаемой должности. Не лишним будет приписка о повышении, если таковое имелось. Обязательно следует пояснить, по какой причине произошло увольнение.
В следующем абзаце следует указать умения и навыки, которыми Вы владеете. К примеру, знание иностранных языков или компьютерных программ.
Затем нужно лаконично описать личные качества. Важно знать, не стоит описывать те черты характера, которыми Вы не владеете. В последующей работе они будут выявлены и доверие значительно снизится.
В следующем абзаце нужно описать свое состояние здоровья с положительной стороны. Но если имеют место сложные хронические заболевания, о них утаивать не стоит.
С красной строки следует написать о своих увлечения и хобби. Не нужно описывать все до мелочей, достаточно 1-2 предложений.
В последнем абзаце стоит указать о несудимости. Это очень важный момент, поскольку, если человек был осужден, к нему будут совсем другие требования.
В конце листа справа пишется дата, слева – роспись.

Не забывайте, что текст должен хорошо читаться, поэтому пишите максимально разборчиво и четко. Выбирайте бумагу хорошего качества.

Какие данные нужно указывать
Хотя жестких требований к написанию документа не имеется, некоторые данные следует указывать в обязательном порядке. Прежде всего, нужно написать личные данные, дату и место рождения. Также желательно написать гражданскую принадлежность, и какой язык является родным.
Также нужно указать все учебные заведения, в которых Вы учились и особые отметки, если таковые имеются. К примеру, золотая медаль или красный диплом.
Мужчинам обязательно писать службу в армии, в случае, если он ее не проходит, то нужно указать причину. Если человек профессионально занимался спортом, то следует указать все награды, которые были получены.
Обязательно нужно описывать каждое место работы и занимаемую должность, даже если человек проработал всего один день. Кроме того, необходимо указать причину увольнения.
Нужно написать все личные данные близких родственников, с указанием их места работы или учебы.
Данные о судимости, хобби и навыки следует указывать. Поскольку по ним начальник может составить полный портрет претендента.
В конце обязательно ставить личную подпись, поскольку этим самым Вы заверяете, что документ был написан собственноручно.

Что указывать не нужно
При трудоустройстве будущему начальнику очень важно знать о психическом, физическом здоровье кандидата, а также о его образовании, навыках и важных личных качествах. Но есть несколько моментов, о которых можно умолчать.

При трудоустройстве будущему начальнику очень важно знать о психическом, физическом здоровье кандидата
Не нужно описывать все заболевания, которыми Вы болеете или болели когда-либо. Если они имеют не сложный характер и никак не повлияют на работоспособность, о них можно не рассказывать. Но если требуется постоянное лечение или периодическое нахождение в стационаре, о них следует рассказать, поскольку при их выявлении возможно последующее увольнение.
Не стоит прямо рассказывать о своей политической позиции. Далеко не все люди имеют одинаковое мнение о тех или иных событиях. В случае если начальник имеет противоположные взгляды, может разгореться конфликт еще до начала работы.
Не нужно приукрашать или писать неверные данные о своем месте работы или учебы. Это очень легко проверить и на деле, при выявлении обмана, гражданин будет уволен по статье. Что пагубно повлияет на его дальнейшие поиски.
Образец документа
Представленный пример является одним из возможных вариантов. Его можно изменять в зависимости, он личных данных гражданина и требования начальника.
Я, Луценко Виктор Александрович, родился 18 июня 1992 года в городе Ростов-на-Дону. В 1999 переехал в Москву, где проживаю по сегодняшний день. Семейное положение: женат, двое детей.
Жена: Луценко Светлана Олеговна, 27 апреля 1993 года рождения, юрист ООО «ДЕРЖКОМСТРАХ».
Сын: Луценко Сергей Викторович, 28 сентября 2013 года рождения.
Дочь: Луценко Мария Викторовна, 15 марта 2016 года рождения.
Проживаю по адресу: г. Москва, ул. Комитентов, д.27а, кв.135.
С 1999 года учился в школе-интернате № 23 в Москве. Имею награды по физике, химии и математике. В 2009 году закончил обучение с золотой медалью.
С октября 2009 по ноябрь 2010 проходил срочную службу в армии (ВВС, в/ч 9382,старший сержант).
В сентябре 2011 года поступил во Всероссийский государственный университет юстиции в Москве. Обучался на кафедре административного и финансового права. В 2017 году окончил с красным дипломом ВУЗ по специальности «Правоведение» и получил ученую степень магистра.
С октября 2017 по декабрь 2018 года работал инспектором по административной практике в Батальоне патрульной службы. В подчинении имел 200 человек личного состава. Уволен по собственному желанию.
Имею водительское удостоверение по категории А,В, С. Стаж вождения – 8 лет.
Хорошо владею компьютерными программами: Word, Exel ,Coral Draw, 1C.
Владею немецким и английским языком на разговорном уровне.
С конца ноября 2010 по апрель 2011 проживал в Германии. В январе 2019 2 недели находился в Турции. Цель поездки – туризм.
Целеустремлен, не конфликтен, пунктуален, легко схожусь с коллективом.
Психические и физические заболевания на данный момент отсутствуют. На учете в психоневрологическом диспансере не состою. Наркотической и алкогольной зависимости не имею.
Регулярно занимаюсь спортом и нахожусь в отличной физической форме. Занимаюсь хоккеем и посещаю тренажерный зал.
Осужден не был. Близкие родственники не состоят на учете в полиции, не были под следствием, за территорией Российской Федерации не проживают.
16 марта 2019 Луценко В.А.(подпись)

Ошибки в составлении автобиографии
Составленный документ, с описанием личности претендента – это его визитная карточка, по которой будущий начальник определяет, походит ли он на определенную должность или нет. Следует избегать нескольких ошибок:
- Наличие грамматических или пунктуационных ошибок могут показать претендента не с лучшей стороны. Особенно это важно, когда должность связана с документооборотом.
- Помарки и зачеркивания не допустимы в официальном документе. Если это произошло, лучше переписать документ заново.
- Изменен хронологический порядок. Очень важно описывать события по мере их наступления. Неточный порядок может запутать работодателя.
- Изобилие подробностей. Не следует подробно расписывать весь жизненный путь, в особенности те факты, которые не имеют отношения к занимаемой должности.
- Неверные данные. Все указанные дипломы, награды нужно подтвердить их наличием. Если их нет, то не нужно обманывать работодателя. Он может поделиться сведениями о нечестном кандидате с другими учреждениями. Тогда устроиться на работу будет куда сложнее.